Notonlyfacts.ru Дом и семья Во сколько приучать ребенка к горшку

Во сколько приучать ребенка к горшку



Как и когда приучать ребенка к горшку – один из тех вопросов, который вызывает жаркие дебаты среди родителей и педагогов, придерживающихся разных подходов.

Когда приучать

Вопросы: «Со скольких присаживать малыша на горшок? И сколько длится процесс обучения?», наверное, самые важные. Прежде, чем на них ответить, разберемся в тонкостях психики, физиологии карапуза.

С точки зрения отечественных педиатров, малыш должен иметь некоторые навыки самообслуживания, определенный уровень развития для начала приучения к туалету.

Это:

  • Уметь нагибаться, присаживаться, поднимать предметы, складывать их на стол.
  • Понимать речь взрослого.
  • Уметь сообщать о желаниях жестами или словами.
  • Чувствовать брезгливость к испачканным штанам.
  • Оставаться сухим после дневного сна, около двух часов во время игр, прогулок.

Сформированность этих умений дает родителям право начинать обучение туалетному этикету, то есть ближе к 18 месяцам.

Насильственное создание рефлекса в раннем возрасте ни к чему не приведет. Малыш еще не контролирует наполненность кишечника и мочевого пузыря. По этой причине высаживание на горшок с 10-12 месяцев — пустая трата времени.

Русский профессор Александр Казьмин выделяет несколько этапов формирования навыков опрятности у детей до 3 лет:

  1. В 1 годик-14 месяцев кроха ощущает первые негативные эмоции по поводу мокрых штанишек.
  2. В 1,5 года беспокоится, замирает, если чувствует желание пописать, покакать.
  3. В 20-22 месяца выражает готовность сходить в туалет жестами, потягиванием мамы за руку.
  4. Двухлетний кроха умеет снимать штанишки, садиться на горшок самостоятельно. Позывы к мочеиспусканию происходят каждые два часа.
  5. В 2,5 года просится в туалет, выражая желание словами, добегает в туалет до момента испражнения.
  6. В 3 года оправляется без чужой помощи: садится на горшок, снимает одежду и натягивает ее сам.

Таким образом, оптимальным возрастом для начала туалетных уроков является промежуток от 1,5 до 2 лет. Малыш подготовится к ним физически и психологически.

Если вы хотите досконально разобраться в каком возрасте приучать ребенка к горшку и когда стоит отучать от подгузников — посмотрите видео детского психолога Марины Романенко.

Вот несколько советов, как правильно приучить малыша к горшку:

  • на первом этапе приучения важно «донести горшок до ребенка, а не довести ребенка до горшка».
  • форма горшка должна быть простой, устойчивой и широкой без изображения животных и т. п. Избегайте сложных фасонов и конструкций;
  • купите восемь пар штанишек большого размера, чтобы ребенок мог легко снимать и надевать их;
  • в период приучения к горшку надевайте на ребенка короткие маечки, которые не надо поднимать вверх, чтобы не замочить. Одежда малыша должна быть без сложных застежек и бретелек;
  • заведите таблицу успехов ребенка и отмечайте в ней звездочками, как часто ребенок справился с задачей и сходил на горшок самостоятельно. Хвалите его за успехи;
  • знакомьте ребенка с горшком задолго до того, как Вы начнете приучать его. Не разрешайте играть с горшком, учите на нем сидеть;
  • когда идете в туалет, не стесняйтесь брать ребенка с собой, объясните, что туда мама будет делать «пи-пи», а ребенок в это время может сесть на свой горшочек. Потом мама говорит, что уже сделала «пи-пи» и надо одеть трусики и штанишки. Помогите ребенку надеть трусики;
  • научите ребенка различать сухое и мокрое. Научите выбирать между сухим и мокрым полотенцем, чтобы вытереть руки;
  • определите, какими словами будете описывать действия («пи-пи» и «ка-ка»), уточните, как в садике, в который будет ходить ребенок, называют эти процессы;
  • НИКОГДА НЕ ПРОЯВЛЯЙТЕ НЕДОВОЛЬСТВО ИЛИ ГНЕВ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕЧАЯННО ПРОМАЗАЛ. Дети очень восприимчивы и могут понять Вашу реакцию как неприятие и осуждение. Многие начинают отказываться ходить на горшок. Не давите на ребенка: он подумает, что сделал что-то плохое, и будет стараться сдерживать работу кишечника.

Проблемы раннего приучения

Начиная приучать малыша к горшку слишком рано, например в 7-10 месяцев, мамы сталкиваются с негативными последствиями, которые проявятся чуть позже:

  • Карапуз ходил на ночную вазу, но к году или полутора перестал на нее садиться, плачет и раздражается.

Это обусловлено тем, что у ребенка сформировался естественный контроль за желанием сходить в туалет. Заветные «пи-пи» на него просто не действуют. Он хочет дождаться потребности, позыва к мочеиспусканию от организма, а не перестает слушаться маму.

  • Нестойкие навыки опрятности.

Малыш ходит на горшок изредка, ожидает от родителей высаживания, соответствующих звуков для позыва к туалету. Например, звук журчания воды, кряхтения для опорожнения кишечника от мамы.

  • Протесты крох приводят к агрессии со стороны родителей.

Мамы, расстроенные неправильным поведением маленьких детей, которые недавно сидели на горшке и не плакали, применяют силу. Заставляют подолгу сидеть на вазе, ругают. А малыш не понимает причину недовольства, отрицает ее. Формируется боязнь горшка.

Избежать этих проблем помогает терпение. Не торопите события. Начинайте воспитывать аккуратность вовремя — в 18-24 месяца, когда увидите первое стремление приобрести навык.

Признаки готовности к обучению

Внимательно приглядитесь к своему чаду. Определите степень готовности к горшечному искусству по следующим признакам:

  1. Ребенку больше 18 месяцев.
  2. Он довольный, сухой на протяжении полутора-двух часов.
  3. Понимает, что такое сикать-какать.
  4. Плачет, если обмочился, оправился в трусики.
  5. Знает, как дать понять маме, что ему нужно в туалет (нервничает, зажимает ножки, замирает, тянет за руку, умеет ждать и т.д.).
  6. Хочет сам снимать одежду с себя и надевать ее, это у него получается.
  7. Знает, где у него ручки, ножки, попа, умеет их показывать, называть.
  8. Сидит спокойно за игрой, мультиками несколько минут.
  9. Выполняет некоторые просьбы: сходи, принеси, дай.
  10. Указывает на мокрые трусики, выражая недовольство гримасой.

Если ваш малыш относится к группе детей, которые все это умеют или очень хотят научиться, то можно начинать обучения туалетной грамоте. Если нет, задерживайте процесс воспитания на пару месяцев.

Какой горшок выбрать

Идеальный горшок — это не розовый и голубой, купленный по половому признаку, а такой, который отвечает анатомическим особенностям строения тела ребенка. Выбирать его нужно по следующим характеристикам:

  • Форма. Мальчикам — овальная, девочкам — круглая.
  • Наличие выступа. Обязателен для мальчиков.
  • Теплопроводность материала. Холодный горшок вызывает неприятные эмоции, чувство отвращения к процедуре. Остановите выбор на пластиковых моделях.
  • Удобство при сидении. Первый горшок должен подходить по росту, размеру попы. Купите вариант со спинкой. Младенец удобно облокотится на нее ночью, рано утром, писая в полудреме.
  • Устойчивость. Обеспечивается безопасность крохи. Края должны плотно прижиматься к полу. Перекосы, сгибы по каркасу характерны для бракованных изделий.
  • Горшок без дополнительных функций. Песенки, подсветку оставьте для музыкальных игрушек.

Какие способы приучения ребенка к горшку использовать НЕЛЬЗЯ

Помните, что приучение к горшку заключается в формировании у ребенка рефлекса «позыв — горшок — опорожнение». Многие мамы по совету бывалых женщин старшего поколения начинают приучение слишком рано, высаживая ребенка на горшок и стимулируя мочеиспускание или дефекацию своеобразными звуками «пи-пи», «а-а» или звуком льющейся воды.

Этот способ приучения использовать категорически нельзя, потому как вследствие этого у ребенка формируется рефлекс «горшок — позыв — опорожнение», а переучить потом будет намного сложнее.

Полезные советы

Для эффективного приучения к туалету родители могут воспользоваться некоторыми советами и хитростями:

  • Соблюдайте режим и систему действия. Откажитесь от подгузников. Не переставайте сажать ребенка на горшок каждые час-два, после сна и еды.
  • Приносите ночную вазу к ребенку, а не ведите малыша к ней.
  • Надевайте простую одежду, без застежек и молний. Важно, чтобы она легко снималась и надевалась.
  • Не держите кроху на горшке слишком долго. Пять-семь минут достаточно. Ночная ваза должна стоять в поле зрения и досягаемости ребенка. В этом случае он сможет самостоятельно сесть, опорожниться.
  • Выбор первого горшка предоставьте ребенку.
  • Не препятствуйте малышу, если он решил изучить свои половые органы. Пусть знает, как устроено его тело.
  • Сделайте плакат, табло для отметки достижений младенца. Клейте звездочки за сухие дни, дарите в конце недели небольшие подарки за аккуратность.
  • Хвалите после каждого удачного процесса.
  • Не ругайте малышей за промахи. Это спровоцирует негативную реакцию.
  • Если малыш выгибает спинку, орет, не настаивайте на процессе. Пусть пройдет немного времени.
  • Предлагайте испражняться на улице в кустики, берите запасную одежду на прогулку.
  • Рассказывайте крошке, что ходить в сухих штанишках хорошо, в мокрых — плохо, неприятно.
  • Сделайте смешное фото ребенка на горшке. Повесьте в комнате, пусть любуется на себя, осознавая собственную взрослость.
  • Если в семье есть другие дети, сажайте их в туалете вместе с младшим. Пусть поделятся полезным опытом, покажут пример.
  • Не пытайтесь формировать привычку в период болезни, плохого настроения.

Начинаем процесс обучения

Для устойчивого навыка важна систематичность, последовательность действий родителей. Начинайте методический процесс следующим образом, не пропуская этапы, повторяя цикл каждый день, пока не добьетесь успеха.

  1. Покажите малышу горшок. Пусть пощупает его, посидит просто так, даже не снимая трусиков. Поиграйте в «пи-пи» с плюшевым зайкой.
  2. Внимательно следите за крохой в этот день, попробуйте поймать его в момент позывов к дефекации, мочеиспусканию. Если почувствуете устойчивый протест, страх, не заставляйте кроху усаживаться на горшок.Подождите пару дней.
  3. Пригласите малыша в туалет после сна, еды. Садитесь рядом на пол, рассказывайте стишки, пойте песенки. Ребенок почувствует себя в безопасности.
  4. Повторяйте процесс каждые два-три часа.
  5. Поговорите с крошкой о назначении ночной вазы. Спросите, куда он должен писать, покажите пальчиком, подведите ребенка к горшку. Добейтесь ответа жестом или фразой.
  6. Хвалите за достижения, не ругайте за промахи.
  7. Комментируйте действия во время процесса.

«Сейчас снимем штанишки, трусики, сядем, принесем салфетку, помоем горшок. Молодец, Кирюша!» Хождение в туалет станет обыденностью со строгой последовательностью действий.

Посмотрите очень полезное видео, в котором максимально подробно рассказывается о всех тонкостях процесса приучения малыша к горшку.

Как приучить к горшку за семь дней

Методика Джины Форт — профессиональной няни из Великобритании — успешно опробована многими родителями. Поддаются тренировке дети, которым уже исполнилось полтора года и они во всем слушаются маму. Техника недельной методики состоит из следующих этапов:

  1. Отказываемся от подгузников.

Снимите последний памперс в жизни малыша и смело попрощайтесь с ним. После ночного сна усадите кроху на горшок и развлекайте его минут десять, удерживая на сиденье сказками, песенками. При отсутствии результата повторите попытку через пятнадцать-двадцать минут. За испачканные трусики не ругайте, не злитесь.

  1. Закрепляйте навык.

Следите за крохой весь день, при малейшем подозрении на желание пописать бегите за ночной вазой, усаживайте карапуза и ждите результата.

  1. Откажитесь от подгузника для прогулки.

Сходите в туалет перед улицей и сразу после возвращения домой.

  1. Последние дни недели регулярно предлагайте малышу воспользоваться горшком. Особенно после сна, еды, прогулки.

Не забывайте о похвале и искренней радости за ребенка, если он выполнил вашу просьбу.

Важно! В дни, посвященные приучению к горшку, старайтесь поить малыша почаще. Это позволит использовать пластмассовый туалет регулярнее, упростит закрепление навыка.

Также очень хорошо помогает игровая форма. Используйте эти картинки и стишки для мягкого и плавного приучения.

Приучение мальчиков и девочек

Пол тоже имеет значение для скорости формирования навыка и его закрепления. Девочки приучаются к горшку быстрее из-за покладистости, желания быть красивой, подражать во всем маме. Они внимательны, размеренны, им не скучно сидеть на ночной вазе, прислушиваться к внутренним ощущениям.

Иногда девочкам мешает стеснительность. Они отказываются присаживаться без трусиков в присутствии посторонних, других детей, предпочитают терпеть длительное время. Это легко исправить, создав для малышки уединенную обстановку.

Мальчики — гиперактивные, подвижные, увлекающиеся натуры, поэтому удержать их на одном месте крайне трудно. Заниматься практикой писания с мальчиком должен отец, но это в идеале. Мамам приходится брать эту роль на себя. Папам же остается только показать позже, как писать стоя.

Существенных отличий в методике обучения опрятности мальчиков и девочек нет, особенно на первых этапах.

Позднее, когда будущие мужчины узнают, как писать не в штаны, а в горшок, необходимо быстро научить делать это аккуратнее, чтобы не забрызгать пол. Эту часть оставляйте для пап.

Причины возможных неудач

Потерпеть временное фиаско в туалетной науке возможно даже с очень покладистыми и развитыми детками. Этому есть несколько объяснений:

  • У младенца режутся зубки. Отложите урок. Дискомфорт, боль во рту не позволяют крохе сосредоточиться на позывах к мочеиспусканию.
  • Увлеченность играми. Ребенок может не хотеть отвлекаться от интересного занятия, предпочитая намочить штанишки. Это пройдет со временем.
  • Индивидуальность развития. Неприученность к горшку вовсе не означает, что у ребенка есть проблемы с интеллектом. Нужно подождать, и процесс наладится. Развивать аккуратность, опрятность никогда не поздно.
  • Кризис 1 года. Малыш выражает протест, учится отстаивать свое мнение, показывать недовольство взрослыми.
  • Девочки приучаются быстрее мальчиков.
  • Гиперактивность.

Шустрого малыша просто невозможно удержать на месте. Он не успевает вовремя сесть на горшок, поэтому вынужден бегать мокрый. Придется приложить больше усилий, чем со спокойным крохой, и все получится.

Если ребенок боится горшка

Страх перед ночной вазой у детей обусловлен следующими причинами:

  • Неудачное знакомство с горшком. Он был холодным, мокрым, просто страшным для крохи предметом.
  • Травма. Малыш упал с него, ударился.
  • Отсутствие поддержки и похвалы от родителей. На первых порах приучения к туалету конечный результат необходим только взрослым, малыш старается понять, что вы от него хотите, пытается порадовать маму. Не жадничайте с поцелуями и обнимашками.
  • Несвоевременное приучение. Родители пытались выработать рефлекс насильственными методами в очень раннем возрасте, действуя навязчиво.
  • Отсутствие нормальных условий для писания и какания в садике.
  • Слишком долгое сидение на ночной вазе. Строгие родители добиваются результата, удерживая малыша на горшке по несколько часов, выражая недовольство нерасторопностью ребенка.
  • Детские фантазии. Малыш рисует в голове страшные картинки о чудищах в унитазе. Кричит, истерит при первых попытках его усадить. Расспросите ребенка об этом и проверьте, кто там живет, вместе.
  • Слишком большой горшок. Малыш сидит неудобно, боится провалиться.
  • Запоры. Болезненные ощущения при дефекации малыш связывает с горшком. Объясните ребенку, что туалет из пластика здесь ни при чем, измените детское меню, чтобы твердый кал его не беспокоил, малыш какал безболезненно.

Исправить ситуацию можно следующим образом:

  • Отпустите ситуацию на пару недель, даже месяцев. Уберите горшок подальше.
  • Не ругайте малыша. Чем меньше будете психовать вы, тем спокойнее станет ребенок.
  • Создайте комфортную психологическую обстановку в момент дефекации, писания.
  • Купите новый горшок. Пусть малыш сам выберет.
  • Поставьте сперва горшок в комнате, пусть ребенок привыкнет к нему внешне.
  • Изучите новый для ребенка предмет вместе, посадите на него игрушку, покажите, как им пользоваться.
  • Придумайте вместе сказку о волшебных горшках, смелых мальчуганах, которые побороли страх, стали сильными, смелыми. Разговаривайте на эту тему чаще.

Важно! Отсутствие давления со стороны родителей, терпение, помощь в преодолении фобии помогают малышу не бояться ужасного горшка, привыкнуть к новой процедуре быстрее.

Создаём подходящую среду для ребенка

Теперь давайте поговорим, из каких элементов состоит среда, способствующая приучению ребенка к горшку.

Говорите с ребенком о его теле

Процесс приучения ребенка к горшку начинается ещё задолго до того, как мы его на этот горшок усадим, а главным условием обучения становится налаженная коммуникация. Смена подгузников, купание и борьба с газиками являются отличной возможностью рассказать малышу о собственном теле и особенностях его работы.

Возьмите за привычку говорить с ребенком о том, что происходит с его телом буквально с рождения. Да, вы можете почувствовать внутреннее сопротивление и нежелание говорить вслух о нелицеприятных вещах, но именно такие разговоры являются первым шагом на пути приучения ребенка к туалету. Малыш должен понимать, что происходит с его телом, а источником необходимых знаний являетесь именно вы.

Снимайте супервпитывающий памперс

Ещё один важный момент – это необходимость давать ребенку возможность замечать изменения в организме, в частности почувствовать на себе «мокрые штаны». Для этого нужно давать ребенку как можно больше времени походить без подгузника, а также отдать предпочтение многоразовым тканевым памперсам. Помимо всех прочих преимуществ такого типа подгузников (например, экономии денег и использования более экологичных и «дышащих» материалов), именно тканевая разновидность позволит ребенку почувствовать лёгкий дискомфорт после испражнения, в отличие от обычных одноразовых памперсов, которые мгновенно впитывают влагу. Несмотря на кажущиеся преимущества быстрого впитывания, такие подгузники имеют очень важный недостаток – малыши не имеют возможности связать ощущения тела с результатом, а если нет ощущений, то нет и понимания последовательности процесса от появления желания сходить в туалет до непосредственно испражнения.

Подберите подходящий горшок

Было бы здорово сразу оборудовать унитаз так, чтобы малышу было удобно и безопасно его использовать, но, к сожалению, в условиях наших квартир это, как правило, практически невозможно, поэтому первое время мы используем детские горшки.

Позаботьтесь о качестве горшка: он должен быть устойчивым, крепким, материал должно быть легко мыть. Также обратите внимание, насколько горшок будет удобен и гигиеничен, если у вас мальчик. А вот всевозможных мигалок, мелодий, рулей, кнопочек и других развлечений лучше избегать: все эти дополнения будут только отвлекать ребенка от основной задачи.

Как выбрать горшок для ребенка смотрите в приведённом видео ниже:

Мы рекомендуем разместить горшок в ванной комнате, а если её размеры совсем не позволяют этого сделать, то поставить его в комнате ребенка. Покупка нескольких горшков и расположение их по всему дому может показаться неплохой идеей, но только если это большой загородный дом в несколько этажей. В квартире же одного горшка абсолютно достаточно, ведь мы учим ребенка справлять свои потребности в отведенном для этого месте.

Отдельной головной болью может стать разматывание ребенком туалетной бумаги по всей квартире. Если такое хобби малыша сложно контролировать, подготовьте корзинку с отдельными салфетками на время, пока страсть к разматыванию не пройдёт.

Выбирайте удобную одежду

Правильно подобранная одежда – это не меньше чем половина успеха. Выбирайте одежду, которую малыш может легко снять самостоятельно: колготки, штаны и шорты на резинке, лосины. Избегайте вещей-головоломок: комбинезонов, боди, штанов на молниях, веревочках и пуговицах, помните, что в нашем деле промедления недопустимы.

Использование трусиков также рекомендуется как из гигиенических соображений, так и дня приучения ребенка к ношению нижнего белья. Первое время вместо обычных трусиков можно использовать специальные трусы для приучения к горшку: они дают ребенку необходимые ощущения влажности, но не дают промокнуть всей одежде.

Создаём подходящую среду для ребенка

Спокойно относитесь к «туалетному» юмору

В процессе приучения к горшку уже говорящие детки буквально изобилуют шутками, заставляющими краснеть всех взрослых в радиусе пары метров. Они обожают повторять слова из туалетного арсенала и заливаются от смеха, когда слышат их от кого-то другого. Относитесь к таким ситуациям спокойно: ваш малыш не сошёл с ума, он просто осваивает горшок, из-за чего крайне сосредоточен именно на этой теме.

Условия успешного освоения горшка

Для того, чтобы научиться произвольно контролировать свой кишечник и мочевой пузырь, необходима физиологическая готовность органов, а также мотивация ребенка и достаточная зрелость психических функций.

Физиологическая готовность

Перед тем как начать произвольно контролировать процесс, малышу нужно пройти важные этапы физиологического развития, а именно научиться замечать отправление естественных потребностей и контролировать сфинктеры мочевого пузыря и прямой кишки.

Нейроны, ведущие к сфинктерам, не успевают созреть на момент рождения ребенка (процесс их миелинизации еще не завершен, а значит и сигнал пока не отличается точностью и своевременностью), но приходят в полную рабочую готовность достаточно быстро. Неплохим признаком физиологической готовности является освоение ребенком передвижения на четвереньках и уверенное удержание равновесия в положении сидя. Примерно в этом же возрасте мочевой пузырь вырастает до достаточных размеров, чтобы начать скапливать в себе жидкость (до этого он скорее выполняет роль трубки, чем пузыря).

Условия успешного освоения горшка

Начинать приучение к горшку можно после появления признаков физиологической готовности. Лучше раньше, чем позже, так как зачастую у малышей больше интереса, они замотивированы и быстрее достигают результата, в то время как более старшие дети становятся упрямее, их сложнее отвлечь от игры или общения со сверстниками, чтобы отвести в уборную.

Психологическая готовность

Помимо физиологической возможности контролировать необходимые мышцы, ребенку нужно научиться различать сигналы своего тела и приобрести желание оставаться сухим и чистым. Именно сочетание этих двух условий сформируют у ребенка желание научиться пользоваться горшком или унитазом.

Именно сам малыш должен решить, что не хочет ходить с грязными подгузниками или бельем. Помните, что ещё совсем недавно он совершенно не переживал о подобных вещах, а вы радовались такому восхитительному изобретению человечества, как подгузники, поэтому для перенастройки может потребоваться время.

Попытки использовать внешнюю мотивацию в этом деле (похвала, поздравления, награды или наказания) является палкой о двух концах. С одной стороны, возможно, внешняя мотивация ускоряет процесс приучения к горшку, но с другой стороны надолго отодвигает формирование внутренней мотивации ребенка быть сухим и чистым. Только сам малыш может решить, что хочет быть чистым и сухим, в том числе здесь работает желание приобрести большую самостоятельность и быть похожим на маму и папу.

Как понять, что ребенок готов к освоению горшка?

Среди некоторых родителей существует стереотип: чем раньше кроха освоит чистоплотность, тем лучше и быстрее будет проходить его развитие. Мамы торопятся научить ребенка ходить на горшок, забывая о том, что раннее приучение не является главным приоритетом. Задача поважнее — помочь ребенку понять связь между желанием сходить в туалет и происходящим после: почему штанишки стали мокрыми, отчего мама недовольна испачканной одеждой.

Как научить ребенка ходить на горшок

Ребенок готов учиться пользоваться горшком, если он:

  • умеет уверенно сидеть и ходить;
  • понимает и выполняет простые просьбы родителей («принеси машинку», «дай чашку»);
  • может пару часов проходить в сухом подгузнике;
  • выражает недовольство при дискомфорте от мокрой одежды, старается её самостоятельно снять;
  • умеет выражать отрицательный ответ («нет») и может на своём языке выразить процесс мочеиспускания и дефекации («а-а», «пи-пи»);
  • интересуется, для чего предназначен туалет и чем там занимаются взрослые.

Обратите внимание! Когда кроха научится распознавать свою потребность облегчиться и сможет одновременно управлять мышцами мочевого пузыря, именно тогда и произойдет успешное освоение «туалета».

Обучение мальчишек и девчонок

Многие специалисты и родители отмечают некоторые особенности и отличия в обучении навыка опрятности. Девочки более усидчивы и покладисты по своей натуре, а значит и процесс приучения к горшку занимает немного меньше времени, чем у активных мальчишек. Девочки могут больше проводить времени на горшке, а значит и успешность результата будет выше. Они пытаются во всем подражать маме, а принцип процесса все же легче чем у мальчиков. Но при этом девочки отличаются стеснительностью. Часто, они не могут спокойно ходить в туалет при посторонних или в «кустики», терпят позывы и сдерживают опорожнение, но это только приводит к мокрым штанишкам.

С мальчиками дела обстоят немного по-другому. Они менее стеснительные, но при этом не такие терпеливые и усидчивые, поэтому, как правило, сидение на горшке не длится долго. Мальчиков нужно для начала приучать ходить в туалет сидя, как и девочек. Это связано с двумя причинами. Первая, опорожнение мочевого пузыря и кишечника в таком малом возрасте может происходить одновременно. Вторая причина – столь маленькие мальчики еще не могут так точно и умело координировать свои движения, чтобы «попадать» в горшок во время мочеиспускания. И только после того как малыш подрос и уже может контролировать себя в этих процессах, можно приучать мальчишку к «мужскому» варианту.

Конструкция изделия также имеет значение. Для девочек подойдут горшки с круглым отверстием, для мальчиков овальные со специальной выемкой или валиком.

Почему ребенок отказывается ходить на горшок?

В некоторых случаях родители могут столкнуться с категорическим протестом ребенка к горшку. Малыш отказывается даже присесть на него, и приучение в этом случае кажется невозможным. Что может быть причиной такой реакции на горшок? Есть несколько вариантов.

Кризисный момент

Иногда момент приучения к горшку совпадает у ребенка с периодом отрицания. Попытка заставить малыша «сходить на горшочек» оканчивается неудачей. Справиться со своенравностью крохи непросто, и главный помощник в том деле — время. Попробуйте убрать горшок на пару месяцев, и через время предложите ребенку вновь подружиться с ним.

На заметку! Бывает, что дети возрастом с 2,5 лет и более сознательно отказываются от горшка, но проявляют интерес к обычному унитазу, стараясь подражать взрослым. В этом случае предложите ребенку удовлетворить потребности со специальной накладкой на унитаз. Возможно, горшок и вовсе обойдет вас стороной и малыш будет ходить в общий туалет.

Первое впечатление

Если первое знакомство с предметом гигиены прошло неудачно, ребенок может запомнить этот момент и всеми силами избегать его повтора. Горшок был холодным, или неприятным на ощупь, а может малыш неуклюже сел и свалился с него, — в этом случае приучение к горшку может вызывать неприязнь.

Ребенок привыкает к горшку

Психологический стресс

Образование навыка чистоплотности может задержаться, если малыш находится в состоянии страха, беспокойства. Когда ребенок эмоционально не чувствует себя в безопасности, то может не только не воспринимать попытки обучения ходить на горшок, но и утратить этот навык, если он был приобретен. Появление нового члена семьи (ревностные чувства), определение в больницу, чрезмерная строгость — всё это откладывает момент приучения к горшку.

Обстановка в семье

Непроизвольные мочеиспускания у детей старше 2,5-3 лет могут быть связаны с неблагоприятной семейной обстановкой. При ссорах родителей, халатности в отношении формирования навыков гигиены ребенка, физических наказаниях (за испачканную одежду, нежелание садиться на горшок) малыш может реагировать отказом от попыток приучения, а в некоторых случаях даже сфинктерными расстройствами.

Типичные ошибки

Зная «подводные камни» этого процесса, родителям будет проще их обойти и не допускать в отношении своего карапуза. К типичным ошибкам в процессе обучения высадки на горшок относят:

  1. Следование советам родственников, соседей и друзей, сравнивание своего ребенка с другими. Это очень плохая идея, так как каждый ребенок индивидуален в любом отношении;
  2. Раннее обучение. Некоторые пытаются высаживать ребенка в полугодовалом возрасте, но это не самая лучшая идея. Самым минимальным возрастом, когда можно только начинать это делать считается 12-14 месяцев, но в этом случае не нужно ждать сразу отличного результата;
  3. Заставлять ребенка ходить на горшок, когда он не в настроении, подавлен, расстроен и тем более болеет. Научить ребенка ходить на горшок любой ценой – это не лучших способ и далеко не самый гуманный;
  4. Резкий отказ от подгузников. Если ребенок ходил в памперсах днем и ночью, то снять его в одну минуту и надеяться, что ему это понравится – пустая затея;
  5. Ругать малыша, что он сходил мимо или в штаны;
  6. Стимулировать мочеиспускание звуками воды из-под крана. Плохая идея, так как потом будет крайне трудно отучить ребенка от этой привычки. К тому же на улице или в поездке не всегда можно это реализовать.

Важно! К высадке на горшок должен быть готов не только сам ребенок, но и его родители, так как этот процесс длительный и может потребовать терпения и благосклонности.

Г

Правила, о которых нужно помнить в процессе приучения

  • Важна готовность и малыша, и родителей. Мама и папа должны осознавать, что ребенку в этот период придется уделять намного больше внимания. Также следует настроиться на промахи и на то, что придется больше времени посвящать уборке за малышом.
  • Начав процесс, нужно постоянно посвящать ему время. То есть не может быть так, что по выходным родители учат пользоваться горшком свое чадо, а в другие дни он ходит в подгузнике. Так можно только запутать малыша и существенно усложнить процесс.
  • Если днем ребенок пока не научился проситься в туалет, ночью приучение проводить еще не время.
  • К ночному горшку маленький человек должен привыкнуть. Этот предмет должен стоять на видном месте – так, чтобы его было легко найти, как только возникнет такая необходимость.
  • Когда все получилось, хвалить ребенка нужно обязательно, делая этот так, чтобы тот осознал, что сделал все хорошо. Если произошла ошибка, никаких «Ай-я-яй» из уст родителей звучать не должно – промахи следует воспринимать спокойно.
  • Важно приучение не только к горшку, но и непосредственно к ритуалу. Поэтому нужно научить выполнять все действия последовательно, показав, как снимают трусики, выносят горшок, моют руки и т. п.
  • Со временем нужно высаживать на горшок малыша перед сном, прогулкой – то есть, когда нужно сходить в туалет, чтобы избежать неприятностей.
  • На первых порах днем нужно отказаться от подгузников, но на ночное время или на период прогулки их лучше использовать, пока малыш еще не совсем освоил этот навык. Со временем от подгузников нужно отказаться полностью.
  • Нельзя разрешать баловаться с горшком, чтобы в итоге он не был воспринят, как игрушка.

Основные принципы приучения к горшку

Выбор горшка. По мнению доктора Комаровского, в вопросе приучения не так важны форма, цвет и «опции» горшка. Главное, чтобы он был удобным и не воспринимался исключительно в качестве игрушки. Телеведущий советует обратить внимание на качество и экологичность материалов, а также размер изделия.

Следование системе. Евгений Комаровский отмечает, что быть готовым к этому непростому делу должен не только ребенок, но и его родители. Им важно заранее определить тактику своего поведения в период перехода от подгузников к туалету, понимать, что общение с малышом будет занимать большую часть времени. Также он советует вырабатывать новые навыки постоянно, а не только в удобное для взрослых время (вечером или в выходной). Бессистемность запутает ребенка.

Выбор оптимального времени. Начинать приучение к горшку нужно в благоприятное для этого время. В частности, все окружающие малыша должны быть здоровы и пребывать в хорошем настроении. Наиболее удачным периодом для этого является лето, так как ребенок одет максимально легко и процесс переодевания не занимает много времени. Знакомство с горшком лучше начинать в те моменты, в которые вероятность успешного мочеиспускания или дефекации особенно высока. Оптимально это делать после еды или сна, перед ними. Также можно предложить малышу горшок, если его поведение указывает на желание помочиться.

Закрепление успеха. Если малыш все сделал правильно, его обязательно нужно похвалить и порадоваться успеху. В случае неудачи не следует показывать малышу отрицательные эмоции, лучше объяснить, как нужно поступить в следующий раз.

Фиксация внимания. Акцентировать внимание ребенка нужно не только на самом горшке, но и на всем, что с ним связано. Малышу будет интересно, как родители достают и открывают этот предмет, учат, как снять трусики и надеть их обратно. Можно даже показать любопытному крохе, как моется горшок и куда он ставится до следующей «встречи». Такие действия будут похожи на своеобразную игру, а значит, будут вызывать положительные эмоции.

Если малыш с успехом осваивает горшок, то этот предмет нужно вписать в распорядок дня. К примеру, ребенок должен привыкнуть ходить в туалет перед прогулкой и перед сном. Евгений Комаровский не призывает сразу же отказываться от одноразовых подгузников, ведь они еще могут понадобиться ночью или во время длительной поездки.

Как приучить ребенка вставать ночью на горшок

Ночное писание — следующий этап выработки навыка опрятности у ребенка. Начинайте его после того, как днем наладили процесс, малыш иногда остается сухим десять-шестнадцать часов подряд.

Начинать ночные пробуждения нужно со следующего:

  1. Не надевайте памперс перед сном. Постелите на матрац непромокаемую пеленку для подстраховки.
  2. Будите малыша ночью в определенные часы. Например, через четыре-пять часов после засыпания. Важно не хватать сонного ребенка и сажать на горшок, а объяснять, для чего он проснулся.
  3. Мотивируйте малыша, хвалите за самостоятельное пробуждение, просьбу помочиться ночью.
  4. Проговаривайте ситуации с ночным туалетом днем. Можно в форме игры. Будите и отправляйте мочиться куклу, мишку. Пусть малыш сам снимет им трусики, похвалит за «пи-пи». Играть нужно весело.
  5. Проведите пару ночей в одной комнате с малышом.

Если кроха захочет писать ночью, то начнет ворочаться, стонать. Посадите малыша на горшок. Через пару дней он сам начнет просыпаться, а не терпеть.

По мнению доктора Комаровского, родители не должны предпринимать никаких действий, чтобы малыш не писался ночью. Способность оставаться сухим всегда появляется сама, поскольку мочевой пузырь вырастает и удерживает большее количество жидкости. На эту тему он снял видео и написал статьи.

Посмотрите передачу доктора Комаровского,  полностью посвященную тому, как научить ребенка ходить на горшок.

Как отучить от подгузников

Отказ от памперсов в дневные часы проходит легче, чем в ночные. Дома не надевайте многоразовые трусики, в детсад тоже. Перед прогулкой пользуйтесь детским туалетом. На улице периодически предлагайте малышу сбегать в кустики или берите горшочек с собой.

Хвалите малыша, если он попросился домой из-за желания пописать. Вскоре будет терпеть дольше, запасная одежда не потребуется. Оставаться сухим ночью поможет ограничение в питье за два-три часа перед сном.

Категорически отказываться от ночного памперса не стоит до 2 лет. После ребенок будет просыпаться, проситься в туалет. А мокрые простыни помогут в этом. Мамам в этот период придется чутко, почаще подходить к детской кроватке, чтобы проверить сухость трусиков, заменить простынку, поднять малыша посикать.

Когда стоит обратиться к врачу

Обращаться за медицинской помощью нужно в том случае, если:

  • Навык опрятности не выработался у трехлетнего малыша.

На четвертом году жизни кроха не испытывает потребности оставаться сухим. Не обращает внимания на мокрые штанишки в дневные часы.

  • Продолжает писаться ночью в пятилетнем возрасте.

В этом случае говорят о патологиях развития и врожденных аномалиях. Непроизвольное испражнение, многократные неконтролируемые мочеиспускания — признаки функциональных и психических нарушений.

Обратитесь к педиатру, урологу, с девочками — к детскому гинекологу. Специалист назначит обследование: УЗИ почек, мочевого пузыря, анализ мочи. Если функциональная система развита без нарушений, патологии не выявлены, обращайтесь к неврологу.